Дайте мне рецепт счастья или что надо сделать, чтобы добиться успеха в карьере?
Вопрос о том, что надо сделать, какими качествами надо обладать, чтобы сделать успешную карьеру волнует многих. И меня в том числе. Работая карьерным консультантом, видела изнутри много крутых и не очень карьер, выясняла что было драйвером карьеры, а что наоборот – стоппером (серьезно тормозило развитие карьеры).
Есть противоположные модели поведения, которые в той или иной мере встречаются почти у всех:
1. Чтобы сделать успешную карьеру, надо уметь играть в политику, уметь выстраивать хорошие связи со стейколдерами, уметь коммуницировать. Каждый раз разное определение – но суть одна: «выстраивай правильные связи» и будет тебе счастье. Знаю много кейсов, когда это не работало. Как правило, это топы, которые не уделяют достаточно времени операционным процессам, чрезмерно делегируют в работе, не доводят проекты до конца (особенно если проекты трансформационные или связанные с потенциальными внутренними конфликтами в компании) ну потому, что ресурсы человека ограничены и руководители этого типа предпочитают тратить эти ресурсы на выстраивание коммуникаций с командой, и в какой- то момент генеральный директор понимает – такой топ конечно хороший и приятный человек, но я не получаю результата. Когда увольняют таких топов, все плачут, дарят подарки и вообще обещают друг другу дружить навеки. И вот у такого классного коммуникатора много связей, много друзей, но он опять на рынке труда с сомнительной репутацией просто приятного человека.
2. Показывай результат и остальное не важно. Это другой тип руководителей. Они не придают значения (точнее не хотят на это тратить драгоценное время, которое можно потратить на работу) выстраиванию связей в компании. Они говорят правду в лицо, требуют от нерадивого коллеги (не важно, что это директор огромного департамента) вовремя выполнять задачи, не боятся поднимать проблемные вопросы на советах директоров \ собраниях … - такие люди действительно достигают поразительных результатов. Но внутри коллектива могут приобрести славу конфликтных, чересчур принципиальных людей, коммуникация с ними не совсем легкая, потому что такие люди уважают и нормально общаются только с такими же профи и результативными как и они, а остальным как то не стесняются показать огрехи и ошибки в работе. Часто, что из-за нарушенных коммуникаций такие люди недополучают ценную информацию, которая могла бы облегчить их работу – их деятельность в компании можно назвать «иду к результату вопреки всему и всем». Такого руководителя тоже ждет увольнение. При этом это может серьезно его травмировать «как же так – столько работал, столько сделал для этой компании» - а СЕО просто хочется поменьше склок и разборок в коллективе.
Конечно это гипертрофированные примеры, но в целом есть направленность (на коммуникации или на результат ) у людей. Это поведение раньше было рецептом успеха, поэтому и сформировался такой набор привычных моделей поведения. И вот в какой-то момент в какой-то компании этот рецепт успеха перестает работать. Почему? Разберем ниже.
Еще пара поведенческих паттернов, которые могут негативно сказаться на карьере.
1. «Я болею за компанию как за свою». Этот человек будет сутками на работе, без конца спорить с руководством, если кажется, что совершается ошибка по отношению к бизнесу. Такой человек будет чрезмерно экономить на ресурсах (в том числе на своих – не нанимать дополнительно людей, при увеличенных задачах, не повышать заработную плату), загонит сотрудников, без конца будет лезть в другие участки работы, которые к нему не относятся. Еще от хронической усталости (свои человеческие ресурсы тоже не экономит – все отдано на алтарь развития компании) будет мало контролировать себя и достаточно часто эмоционально срываться. И через какое-то время в компании происходит усталость от такого человека. Директор уже старается лишний раз с ним не обсуждать рабочие вопросы (только отдаются приказы на исполнение, которые все равно пытается оспорить), коллеги избегают, подчиненные уходят из-за хронических переработок. Заканчивается такая история сами понимаете как. При этом звоночки уже были и давно, когда такому руководителю без конца говорят «успокойся, это не твоя компания. Это не твой бизнес». В таком случае человек тоже уходит с обидой, потому что уверен – "он вложил всего себя в развитие компании, а его не оценили".
2. "Снежная королева" – полная противоположность. Руководитель ни эмоционально не вовлекается в жизнь компании, ни в плане работы – делает ровно то, что с него требуют и ни каплей больше. Сказали уволить – уволит, сказали нанять – наймет. Сказали сделать – сделает, но никогда не сделает сверх того, что ожидают. Часто про них говорят, что «он не включает мозг» в работе, хоть и профи и много что знает и умеет. Но такая невовлеченность плохо работает в долгосрочной перспективе. Да, позволяет беречь нервы, морщин у такого руководителя не будет, но не будет и правильных решений – потому что человек про них не думает, не анализирует, не хочет сделать как лучше – механистично выполняет задачи, не вовлекаясь внутренне. И вот через какое-то время такой руководитель начинает раздражать директора. Никому не хочется иметь снежную королеву, особенно в HR, продажах, маркетинге.
И вроде расхожий совет – берегите нервы, это не ваша компания и не ваши риски – тоже может не сработать. Почему?
За почти 20-летний опыт работы директором по персоналу, за многолетними наблюдениями за своими подчиненными, коллегами, начальниками, партнером по бизнесу, для себя сформировала следующее правило: каждый человек хорош в чем то. Важно, чтобы сам, его начальник, его партнер по бизнесу понимал в чем эта суперсила и использовала ее именно по назначению. Ну например, человек ненавидит рутинные дела, но при этом обладает даром продаж (или нетворкинга, или умеет находить нестандартные решения ситуации) – не надо винить, судить человека за то, что у него плохо получается, надо ставить его на тот участок, где он хорош и пожинать плоды такой правильной расстановки. И чем выше ты в должностной иерархии это важно не только касательно позиции, но и компании.
Конечно, такое возможно, если руководитель не только отдает приказы, или контролирует результативность. Это может случиться, если руководитель обладает даром внимательно наблюдать (не контролировать, а наблюдать!) за подчиненными и при этом хорошо разбирается в людях. Но такое сочетание качеств – очень редко встречается, поэтому спасение рук утопающих – дело рук самих утопающих, а это значит вы сами должны отлично знать в чем хороши, в чем не очень и уметь находить такие задачи и такие компании, где ваши качества были бы максимально востребованы.
Человек, который привык работать на результат и который мало времени уделяет коммуникациям – хорош в среде, в такой культуре, где все за результат. Если попадает в компанию к «уставшему» от бизнеса собственнику, который хочет только одного – чтобы никто не трогал – он в этой культуре будет чужим и никогда усилия и результаты не будут оценены по достоинству.
Человек, который делает упор на коммуникации – хорош в культурах, где все дружат, хорошо общаются и где от них не сильно ждут результатов (например это, компания которая сидит на каком-то ресурсе, где и так все продается и нет конкуренции, может это представительство большой компании, от которой не сильно ждут результатов. Каждый же знает пример вечно-убыточной компании, где топ-менеджмент просто душки, и премии годовые получают в полном объеме и вовремя?). В такой культуре не обсуждают серьезные проблемы на советах директоров, там мило, улыбаемся другу-другу, а на поднятые проблемы отвечают – давайте это обсудим в другой раз.
Тоже самое со степенью вовлеченности в бизнес – в каких-то культурах это никому не нужно и если сотрудник будет гореть, ничего кроме выгорания не ждет. А в каких-то культурах другие и не приживаются, а люди живут работой (даже в выходные обсуждая в чатах рабочие вопросы).
И поэтому крайне важно:
1) Хорошо знать себя. Понимать, в каких культурах, в какой индустрии вы свой, какие ценности важны, в чем ваша суперсила.
2) Искать и находить такие компании, в которых суперсила будет максимально реализована – ведь не зря эти паттерны поведения сложились, значит были компании, где такое поведение приводило к успеху. При поиске (на собеседованиях, в сопроводительных письмах, в резюме, максимально описать свою суперсилу или описание компании, которая могла бы подойти, чтобы побыстрее найти друг друга)
3) Уметь отказываться от того, что не твое. Потому, что тратить силы, эмоции, мыслительные ресурсы, чтобы без конца демонстрировать не свойственное поведение – очень энергетически затратно и практически бесполезно. Вам еще работу работать, а не думать о том, правильно ли я в очередной раз притворился не собой.
У меня на данную тему четкие ассоциации с семьей. Да, может быть такое, что с первого раза брак оказался счастливым, вы нашли друг друга и ваши личные особенности подошли друг к другу. А вот если такое не случилось, есть вариант
1) Терпеть и жить в несчастливом браке – ради статуса, денег, детей или из страха лишиться всего (кому я вообще нужен и проч.)
2) Разводиться, проанализировать себя, узнать себя лучше и уже осознанно искать другие отношения.
Так вот – может случиться, что вам повезет и вы сразу найдете нужную себе культуру и компанию. А может – не случиться. Я призываю не становиться вот таким корпоративным терпилой, не бояться искать свою компанию. Потому что может быть со стороны эти люди выглядят лучше и успешнее (у них есть работа, а у тебя – нет. У них есть высокий статус, а у тебя – нет. У них есть источник дохода, а ты пока живешь на то, что накопил). Но... жизнь – одна. И не стоит тратить как на несчастливый брак, так и на не свою компанию. Лично мой рецепт счастья на работе состоит в следующем: найди (узнай) свою суперсилу и ищи такую компанию, которая нуждается в такой суперсиле. И тогда не надо будет тратить ни время, ни энергию, ни силы на то, чтобы показывать себя не таким какой ты есть – посвятить реализации своей суперсилы, получать от этого неимоверный кайф, удовольствие и деньги, а компания получит супер-сотрудника, которого не надо мотивировать, контролировать и направлять. Потому что такой человек реализовывает все лучшее, что есть в нем.

Приходите ко мне на консультацию, будем искать вашу суперсилу.

Поделитесь статьей с друзьями
Made on
Tilda